ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Школа-студия открылась при Московском Художественном театре в 1943 году. Инициатором ее создания был Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из основателей Московского Художественного театра. 

Открытие школы

21 марта 1943 года на квартире у Владимира Ивановича заседали руководители МХАТ: «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе». Замысел, который он предложил, был в сущности завещанием великого режиссера и педагога: 25 апреля Немировича-Данченко не стало.

26 апреля Совнарком постановил увековечить его память, и в Постановлении был пункт об основании при Художественном театре Школы-студии его имени.

Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере острейшего чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства.

Атмосфера в студии была наполнена ежедневным, ежечасным постижением смысла актерской профессии, и не только на занятиях по мастерству актера, но и на всех классах и лекциях. Устраивались встречи с писателями и великими артистами. Это были Книппер-Чехова, Пастернак и Ахматова, Рихтер и Эренбург и многие другие… 

Среди руководителей курсов и преподавателей Школы-студии известные актеры и режиссеры, искусствоведы, ведущие театральные специалисты России в области сценического движения, танца, сценической речи, сценографии, продюсерства. Большинство педагогов имеют опыт зарубежной работы.

Одновременно с набором актерского курса в 1943 году был организован и постановочный факультет. Общение между актерами и постановщиками было очень тесное. Постановщики оформляли отрывки, акты и целые спектакли.

Постановщики

Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» будет однократным — с тем лишь, чтобы удовлетворить потребность самого МХАТа. Потом планы расширились. Сегодня едва ли не все заведующие постановочной частью ведущих московских театров — воспитанники Школы-студии.  Расцвет факультета начался с 1946 года, когда к педагогическим усилиям художника-технолога Ивана Яковлевича Гремиславского присоединился Вадим Васильевич Шверубович. Подобно Гремиславскому, отец которого был гримером Станиславского со времен Общества искусства и литературы, Шверубович (сын Качалова) был с мхатовской художественной и этической традицией связан кровно, и при нем не могло быть речи об ее вырождении. Чуткий к чужому таланту, прямой и гибкий, он воспитал дарования таких разных театральных живописцев и художников по свету, как А. Б. Матвеев, П. А. Белов, В. Г. Лесков, Е. Л. Удлер, Д. Крымов, таких организаторов театрального дела и педагогов, как А. Д. Понсов, М. М. Кунин, Л. И. Эрман, Э. П. Маклакова, такого исследователя, как В. И. Березкин (автор многотомного «Искусства сценографии мирового театра»), таких идеальных «людей тени», как мхатовский костюмер В. И. Желеткова. Среди учеников Шверубовича — выпускник 1977 года, прославленный сценограф Олег Шейнцис, чье новаторство всегда имело за собой безупречную выучку и спокойствие технологического расчета.

Ректор Смелянский

В новом веке ректором Школы-студии стал Анатолий Смелянский (Олег Табаков возглавил чеховский МХАТ, а А. Смелянский мхатовскую школу в июне 2000 года). Новый ректор приглашает в педагоги Школы-студии художников разных поколений — от блестящего актера Константина Райкина и мощного режиссера Камы Гинкаса до одного из самых заметных режиссеров нового поколения Кирилла Серебренникова. Руководителями курсов стали также Евгений Писарев и Виктор Рыжаков, которые одновременно руководят театром имени Пушкина и Мейерхольдовским центром. В годы ректорства А. Смелянского свой первый актерский курс набрали Игорь Золотовицкий и Сергей Земцов. Обновление мастеров с годами обеспечило урожай талантливых выпускников, известных всей стране. Назовем не всех, конечно, но тех, кто на слуху в России.

  • Ольга Красько и Яна Сексте – курс О. П. Табакова и М. А. Лобанова; Дарья Мороз и Александра Урсуляк — курс Р. Е. Козака и Д. В. Брусникина;
  • Дмитрий Куличков – курс Е. Б. Каменьковича;
  • Марина Дровосекова, Сергей Сотников, Глафира Тарханова, Артём Быстров, Никита Ефремов, Анна Чиповская — выпускники двух первых выпусков К. А. Райкина;
  • Максим Матвеев, Михаил Милькис (Овчинников), Антон Шагин, Илья Бочарниковс, Екатерина Вилкова и Полина Гагарина – закончили у И. Я. Золотовицкого и С. И. Земцова.
  • А еще Паулина Андреева, Яна Гладких, Виктор Хориняк – курс Р. Е. Козака и Д. В. Брусникина, а еще целая группа актеров, ставших основой нового московского театра «Гоголь-центр», которым руководит Кирилл Серебренников. Самый последний по времени жест актерской школы, обращенный к стране – создание новой мастерской из выпускников курса Дмитрия Брусникина.

Научный сектор

В составе Школы-студии органической частью является научно-исследовательский сектор. Под этим названием Школе-студии была придана существовавшая при МХАТ СССР Научно-исследовательская комиссия по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В настоящее время под грифом Комиссии (впоследствии — Сектора) изданы основные труды основателей МХАТа (второе, девятитомное, собрание сочинений К. С. Станиславского, законченое в 1999 году).

  • В 2003 году выпущено четырехтомное издание «Театрального наследия Вл. И. Немировича-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева). Классическим признан труд И. Н. Виноградской — четырехтомная «Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского» (новое издание, дополненное, с уточнениями и исправлениями вышло в 2003 году). В основном силами сектора (под редакцией А. М. Смелянского, И. Н. Соловьевой и О. В. Егошиной) был подготовлен двухтомник «Московский Художественный театр. Сто лет» (М. , 1998). Здесь объединились цели театроведов-историков и исследователей современности.
  • О. В. Егошина на основе рукописей ролей И. М. Смоктуновского выпустила книгу «Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского» и книгу «Первые сюжета», посвященную ведущим актерам России. Широкий резонанс имели три выпуска теоретических собеседований с ведущими мастерами мировой сцены — «Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века», М. , 2001; «Режиссерский театр от Б до Я. Разговоры на рубеже веков», М. , 2001. «Режиссерский театр от А до Я. Разговоры в начале века», М. , 2004. (Авторы проекта и редакторы составители — А. М. Смелянский и О. В. Егошина). В 2005 году был выпущен двухтомник «Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева).
  • А. М. Смелянский выпустил «Предлагаемые обстоятельства» (Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М. , 1999) и двухтомник «Междометия времени», «Уходящая натура» (М. ,2002 г.) и «Уходящая натура. Голос из нулевых» (2012).
  • Г. Ю. Бродская издала двухтомник «Вишневосадская эпопея» (Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. 2000 г.) В 2006 году выпущена книга «Художественный театр. Творческие понедельники и другие документы (1916—1919)». (Составитель и комментатор З. П. Удальцова.)
  • В 2007 году И. Н. Соловьева опубликовала книгу «Художественный театр. Жизнь и приключения идеи», а под ее редакцией выпущена также книга «МХАТ Второй (опыт восстановления биографии»). Как и в актерском деле Школы здесь тоже можно проследить глубинную преемственность замысла и воплощения. Так в 2016 году И. Соловьева представила свою итоговую книгу, посвященную судьбе Первой студии и МХАТа Второго, которым до отъезда из СССР руководил Михаил Чехов.

Новое время

В начале 90-х в Школе-студии возникло новое образовательное направление. Поначалу студенты именовались театроведами – менеджерами, а потом, спустя годы, возник полноценный продюсерский факультет, который выпустил в свет множество прекрасных специалистов в своей области. И опять – единство тех, кто учит и тех, кто учится. На продюсерском факультете работают В. Урин, генеральный директор Большого театра (он во главе выпускающей кафедры), профессор А. Я. Рубинштейн, директора и продюсеры Московских театров А. Воробьев, М. Литвак, К. Чернышев. А среди выпускников школы – лучшие администраторы, менеджеры театров Москвы и других городов, те, кто ведут национальный фестиваль «Золотая маска» и многие самые значимые продюсерские организации России. 

Школа-студия живет и развивается вместе с Художественным театром, которому она призвана служить. Наши выпускники сегодня работают и в России, и в наших международных проектах. Без них невозможно представить ни российского театра, ни нашего кинематографа или телевидения. В каком-то смысле можно сказать, что программа, составленная весной 1943 года Вл. И. Немировичем-Данченко, выполняется так, как задумана. Не выполнена, а именно выполняется, потому, как настоящая театральная школа живет всегда завтрашним днем и теми потребностями, которые сокрыты в современном искусстве.